..За альбомом "Жиган-лимон" последовал "Зеленый прокурор", как бы вторая серия той же песни. "Мыло" в "блатняке"? Вспомним, даже Высоцкий не считал зазорным писать песни с продолжением, примерами тому "Певец у микрофона" и "Песня микрофона", "Инструкция перед поездкой за рубеж" и "Случай на таможне". У Высоцкого многосерийность напоминает телесъемку с нескольких камер. У Круга объектив один, но пауза между съемками - годы. Так появилась "Девочка-пай-2", позднее - "Маравихер-2".
"Что за "Зеленый прокурор"?" - удивлялись слушатели, еще недавно гадавшие над смыслом непонятного сочетания "жиган-лимон" - и разворачивали кассетный "фантик" с "Блатной музыкой-2" на внутренней стороне - новым словариком. "Зеленый прокурор" - побег. Но почему такой навороченный блатной эквивалент?
"А вот почему, - просветил недавно певец Саня Дюмин. - Таежная зона имеется в виду. Сбежал зэк и "медведь ему хозяин, тайга - прокурор". А тайга зимой и летом - зеленая".
Как Михаил пишет свои песни? Как "фишка ляжет". "Милый мой город" появилась за 15 минут. А душераздирающая композиция "Кольщик" (художник по татуировке - М. К.) писалась 3 года. С течением времени темп ее замедлялся - от боевика до баллады. В "Кольщике" Круг не только поет, но и говорит. "Я первым в жанре стал произносить речевые монологи", - ставит он себе в заслугу. Надо признать, "чтение письма" с зоны в коде "Кольщика" многократно усиливает эффект, еще сильней втягивает слушателя в песню.
Третий (в рамках пятилетнего контракта артиста с выпускающей фирмой) альбом "Живая струна" и по имени и по содержанию был прозрачен и чист, как живая струя водицы ключевой.
Из рецензии 1997 года:
"Во-первых, альбом концертный, что уже хорошо. Действительно, струна оказалась живой: нет на этом альбоме ни нарочитой кабацкой нахрапистости, ни псевдоблатного выпендрежа. Просто здоровые мужики решили попеть каторжанские (причем, не отредактированные) и авторские песни в узкой компании.
Во-вторых, альбом акустический: каэспэшную гитару Михаила Круга "поддерживают" такие опытные аккомпаниаторы, как "Братья Жемчужные" - Николай Резанов и Виктор Смирнов (Помните песни Александра Розенбаума, посвященные памяти Аркадия Северного?) - ненавязчивые гитарные соло и мягкий, домашний аккордеон "Братьев". Опять же, ироничный, душевный, но без панибратства и заигрывания с публикой конферанс... Круг здесь - человек, и в "подводках" и в самих композициях рассказывающий свои простые, бытовые, банальные истории, тем не менее превращая каждый номер в литературно-музыкальный спектакль".
Михаил Круг - пожалуй, самый "шлягерный" из всех исполнителей "шансона" 90-х. После "Живой струны", не отозвавшейся немедленным звоном монет - не очень успешной коммерчески, многие думали, что артист выдохся, ушел "не в ту степь", а он взял и выдал альбом "Мадам" с "Владимирским централом" - гитарный "кач" и фирменный мелодический ход в рефрене, который и сделал песню хитом. Музыкальная основа у Круга может быть любой. Причем, чем традиционнее, тем, как правило, "выстреливает" сильнее. Взять "Девочку-пай" - это же вообще вальс! И одна из любимейших народом вещей Михаила. Голос, музыка, яркая мелодия, чередование настроений в рамках одной программы от лирических, грустных песен до веселых сюжетных - вот, как мне кажется, составляющие явления, имя которому Михаил Круг. Вопрос недобора или перебора с жаргоном - такого здесь вообще не стояло.
"Еще когда в России не существовало легального звукозаписывающего бизнеса, я понял, что Круг - ярчайший представитель жанра, раскрутка которого происходит в народе: на вокзалах, в палатках, на пьянках и вечеринках, - говорит Дмитрий Горев - генеральный директор звукозаписывающей фирмы "Классик Компани", в последние годы тесно сотрудничающей с певцом. - В кустарных условиях, на магнитофонах "Яуза" мы переписывали его песни, снабжали кассеты черно-белыми "фантиками" - вкладышами... Писали с явным осознанием: из этого мужика будет толк и ой-ей-ей какой толк!
Из всех представителей жанра Круг мне наиболее импонирует. У него уникальное сочетание голоса, музыки и текста - очень органичное. В каждой песне он находит что-то, колеблющее тонкие струны человеческой души".
Глава из книги о Михаиле Круге!