Непосредственно сборку я начал с кабины экипажа. Кабина состоит из пола, задней стенки, в которую отдельно вклеивается дверь (со «стеклом»!), приборки, центральной консоли, двух штурвалов и 4 кресел. Посадочные места «шип-паз» даны и ошибиться трудно (хотя пазы надо слегка пройтись сверлом). Место для штурвалов между приборкой и креслами впритык, поэтому штурвалы надо красить отдельно и вклеивать до приборки. Пульты штурмана и бортинженера (надеюсь, я правильно определил?) отсутствуют, даже хорошо видимая стенка-стойка с оборудованием за спиной левого пилота. Из-за этого «задние» кресла несколько смещены вперед и видны в стекла кабины. Стойку с оборудованием я вклеивать не стал (там места совсем нет), но саму кабину несколько «задвинул» вглубь (подрезав отлитые на бортах фюзеля посадочные места), а чтобы приборка не торчала, отодвинул её вперед – заодно и штурвалы свободнее встали. На центральной консоли соорудил РУДы и другие рычаги из тонкой проволоки. (фото 11). На задней стенке нарисовал какие-то панельки с оборудованием «от фонаря». Далее я перешел к двигателям. Каждый собирается из 10 деталей, включая мотогондолы и в достаточной степени имитирует устройство Д-36. (фото 12) Хорошо удались диски компрессора – у них несимметричный профиль «лопаток» и потому они совершенно не выглядят «стиральной доской», как это иногда бывает. При сборке наибольшие затруднения вызвала удлинительная труба воздухозаборника. На её внутренней поверхности заметен стык половин пресс-формы, а внешний диаметр великоват – половинки мотогондолы не хотят сходиться. Пришлось точить с двух сторон почти до толщины бумаги (возможно, было бы проще сделать её из «сметанки») и выскребать мотогондолы изнутри. Плюс потребовалось шпаклевать её соединение с «губой» изнутри. На первый взгляд, разработчики забыли нижнюю стенку канала двигателя, но после приклейки движков на место она все равно спрячется за крылом и тратить время на её изготовление смысла нет. Хвостовое оперение собралось без вопросов – потребовалось лишь немного подточить верхушки половин киля для лучшего вхождения в паз на стабилизаторе. Оперение можно собрать и отдельно, но я предпочитаю делать это после склейки фюзеляжа – так нагляднее контролировать углы установки. Затем пришла очередь грузовой кабины. На фоне пилотской она смотрится бедновато (хотя если честно, наличие интерьера в модели 1/144 небольших размеров – это уже большой плюс, у гораздо большего Трумповского Ил-76 «внутрянки» нет совсем, а у «пассажиров» зачастую и остекление отсутствует). Внутренние стенки кабины глухие, и «иллюминаторы» в них придется просверлить самостоятельно. А поскольку они во внутренней обшивке находятся в этаких нишах, я их дополнительно «раззенковал» сверлом большего диаметра. Сиденья десанта кабину оживляют, (фото 13) но, естественно, имеют избыточную толщину и требуют соорудить им «ножки» (здесь лень меня победила – я их не делал). На потолке грузовой кабины Ан-72 проложены рельсы кран-балки, которые (как и сама кран-балка) в наборе отсутствуют. Решив, что так оставлять негоже, сделал рельсы и саму кран-балку из листового пластика (крюк-проволока). Поскольку на тот момент толковых фото кран-балки «плашмя» не было, за образец взял деталь из модели 1/72 (возможно, зря). (фото 14) Не забывайте, что рельсы выходят и в пролет рампы. Рельсы я для «оживления» салона окрасил в Модел-мастеровскую «сталь», хотя на живых Ан-72 их серый цвет лишь чуть темнее полотка. На фотографиях Ан-72 хорошо виден силовой набор на внутренних стенках фюзеляжа в районе грузолюка. В модели он отсутствует (скорее всего, из-за невозможно пролить масштабно) и, если кто хочет, может соорудить его самостоятельно, так же как и заднюю гермостоворку (Правда, как она выглядит снаружи – мне неизвестно, поэтому я её решил не делать. Но если кто-то подскажет и покажет – буду благодарен, т.к. в запасниках есть еще Ан-72П в 1/72, да и Амодел обещает еще версий 72-го наваять). Центральная силовая балка на потолке присутствует (на самолете она обычно отличается окраской от остального потолка), даже в двойном экземпляре, гидроцилиндров подъема рампы тоже двойной комплект, но посадочные места под них никак не обозначены (поэтому клеить я их буду после окончательной сборки – «по месту»). На чем крепить заднюю откатную створку рампы в открытом положении – неизвестно. Впрочем, ни одного толкового изображения данного узла я не нашел, так что А-моделовцы здесь просто решили не фантазировать. Максимум что есть – вот это фото (http://www.airliners.net/photo/Alliance-Avia/Antonov-An-74-200/0191540/M/) в полуоткрытом положении, где видны некие треугольные кронштейны. PS.Уже после того, как я собрал фюзеляж, вышла статья, которая может кое-что прояснить по поводу рампы и не только, т.к. там довольно много картинок из техописания реального самолета -- http://scalemodels.ru/articles/962.html PPS. Получил деки и травленку. На деке, как я понял, 3 варианта -- СССР, РФ, эстонский в цветах ООН. |