По прошествии нескольких лет после монографии в "АиВ" фирма A-model выпустила в свет Як-38 и Як-38У в масштабе 1/72. Меня больше прельстил одноместный вариант, модель которого я вам и представляю. Первые примерки модели к чертежам из «АиВ» показали приличную точность модели, отклонения составили порядка 0,3...0,5мм. По сравнению с моделью Як-38 от фирмы «Моделист» это было «небо и земля». Сборка как всегда для A-model. Большое количество работ по подгонке и обработке деталей, носовую часть повело, пришлось править. Хвостовая часть правой половинки фюзеляжа оказалась «оттопыренной» от продольной оси самолета, при попытке выгнуть в обратную сторону благополучно обломилась. При стачивании задних кромок крыла выползло плохое качество пластика, он расслоился. Восстанавливал супер-клеем с содой. По фотографиям доработал кабину, соорудил приборную доску из обрезков фототрава, ручку управления скопировал из смоляного набора на Су-25, приборы на боковых панелях нарисовал по фотографиям. Кресло взял от НеОмеги, доработал его под модификацию ВМ (убрал ограничители разброса рук и чуточку изменил подголовник) и поставил самодельные ручки катапультирования. Рамку под ИЛС нашел в излишках травла, по фотографиям подошла. Сам ИЛС вырезал из ацетатной пленки и приклеил уже после окраски кабины на ClearFix’е. Окрашена кабина и кресло по фото. Чтобы была видна кабина, решил фонарь сделать открытым. Но родной оказался слишком толстым (и, кстати, правильным) и был использован в качестве «мастера» для выдавливания нового остекления. В качестве материала была использована упаковка от флешки. Затем выдавленный фонарь был разрезан и козырек на ClearFix’е был приклеен к фюзеляжу и прошпаклеван. Неподвижную часть фонаря я покрасил и отложил до окончательной сборки. Воздухозаборники ПД оставил как есть, там вроде бы все на месте. Перед входным направляющим аппаратом двигателей установил обтекатели коммуникаций, которые отходят от носового кока (внутри него установлен маслонасос). Сопла ПД тоже не менял, лишь дотаботал конфигурацию стекателя (на основе продольного разреза двигателя). Сопла маршевого двигателя установил в вертикальное положение, а внутри соединил их одним каналом и поставил последнюю ступень турбины со стекателем. ВЗ маршевого двигателя оставил без изменений, то, что было продумано в модели, меня вполне устроило. Ниши шасси оставил как есть, все равно в переднюю никто толком не заглянет, а в основных вся красотища прикрыта большими створками. Затем после сборки всего фюзеляжа с крыльями и килем прошпаклевал все стыки и занялся мелочевкой. Ракеты Р-60 отлил из смолы, мастер-моделью выступила ракета от ВЭС, она на сегодняшний день лучше всех по проработке. АПУ-60 взял из звездовского набора Су-25. На основных стойках шасси намотал по фотографиям машин последних серий гидро- и электропроводку. Немного подправил конфигурацию носовой стойки, добавил на нее рулевой механизм. Затем все прокрасил и слегка оттонировал для выделения рельефа. Родные колеса отправил на склад и заменил их превосходными изделиями от «Экипаж». Створку подъемных двигателей я тоже не оставил без внимания. Были вырезаны створки подпитки двигателей и заменены металлическими из толстой фольги, которые были установлены в открытом положении. Затем створка была окрашена и слегка протонирована. Я решил ее также клеить после окраски модели. Створки ниш шасси доработкам не подвергались, просто аккуратно обработаны и покрашены. Фюзеляж после шпаклевания был обработан, во многих местах заново по чертежу нанесена расшивка ,затем все было отполировано. Особенно намучился со стыком ВЗ, носовой части и фюзеляжа и стыком крыла. На правой стороне под крылом при нанесении расшивки расслоился пластик, лечил шпаклевкой. После этого был высверлено отверстие в воздухозаборнике на киле, изготовлена и наклеена мелочевка (антенны, дополнительные воздухозаборнички, сопла струйных рулей), также были изготовлены крыльевые БАНО из кусочков оргстекла. Окрашена модель акриловыми красками Mr.Color с помощью аэрографа по стандартной схеме для авиации ВМФ. Цвета подобраны по инструкции в Як-38У, в наборе Як-38 не предусмотрен этот вариант. Окраска радиопрозрачных элементов обшивки, антенн, БАНО и другой мелочи по фотографиям. Номер составлен из обрезков номеров, которые были на декали, звезды подобраны по размеру из закромов, родные никуда не годятся. По фотографиям восстановлена схема нанесения технических надписей, затем по этой схеме на модель нанесена вся техничка из остатков декалей. Затем модель вскрыта полуматовым акриловым лаком. Тонировка расшивки отсутствует по следующей причине. Дело в том, что после каждого полета самолет мыли от морской соли, по инструкции на это расходовалось 300 литров пресной воды, за коррозией внимательно следили, поэтому подтекания масла, топлива или каких-то осаждений на прототипе быть не должно. После этого были наклеены откидная часть фонаря, шасси, вооружение и прочая мелочь. Вот так и получился единственный серийный самолет ВВП СССР, на мой взгляд удачно. |