Представляю вашему вниманию модель малоизвестного штурмовика конструкции Томашевича Д.Л. Небольшая историческая справка: Эскизный проект этого самолета был подготовлен в конце лета 1942 г. и 31 августа от лица ЦКБ-29 направлен для рассмотрения в наркомат авиапромышленности. В течение зимы 1942-43 гг. было построено три опытных самолета "Пегас", обозначенных соответственно 01, 02, 03. Отличия друг от друга эти машины имели минимальные. В частности, на 02 и 03 был несколько укорочен нос фюзеляжа. Летные испытания выявили, что "Пегас" не столь уж прост в управлении: в полете наблюдалось продольное раскачивание при установленном наружном вооружении и тряска хвоста на некоторых режимах. Носовая часть затрудняла обзор вперед-вниз при заходе на цель. Поэтому к лету 1943 г. был построен экземпляр 04, который значительно отличался от трех первых. Носовая часть на 04 была укорочена вплоть до бронекоробки, имела специальный, прикрытый плексигласом вырез у ног летчика для установки бомбардировочного прицела. Носовой УБ на этом экземпляре перенесли под фюзеляж. Теперь все вооружение крепилось только снизу, на съемном лафете. Для уменьшения пожароопасности низ фюзеляжа в районе подвески вооружения обшили металлом. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик и повышения маневренности на малых скоростях в пространстве между двигателями и фюзеляжем установили дополнительные стационарные предкрылки, стык крыла и фюзеляжа в районе задней кромки облагородили мощным зализом простейших форм. Испытания 04 проходили по сокращенной программе в июле 1943 г. Признавалось улучшение обзора и повышение маневренности, появилась возможность полета на одном моторе. Однако каких-либо решений в отношении идеи массового противотанкового самолета принято не было. Все четыре опытные машины отправили на полигон авиационных вооружений для отработки тактики применения. Модель «Пегаса» производит фирма «А-модел», набор позволяет собрать первые три прототипа. Сама модель достаточно старая, у меня она пролежала лет восемь, пока до ее дошли руки. Планер отлит сносно, а вот двигатели и вся деталировка сразу ушли в мусорное ведро. Делать я решил 4-й прототип. Объем работы светил приличный, но он на мой взгляд наиболее интересный. Начал с мотогондол. Они на 4-ке были меньшего размера, поэтому склеив то, что дает «А-моделл» я основательно поработал над ними напильником (по ходу работы помянув добрым словом отечественного производителя, который сделал толщину деталей с приличным запасом - любую Хасегаву я бы сточил полностью, а тут точишь,точишь - а до дыр сточить никак не получается). После шлифовки мотогондолы были обклеены полосками 0,5мм полистирола. Крыло стыкуется неважно, но это неважно, так как его в любом случае необходимо «после сборки доработать напильником» до получения масштабных кромок. У прототипа были очень характерные предкрылки, имитация их на модели мне не понравилась, поэтому было решено сделать их заново по аналогии с прототипом. Для этого были вырезаны и спрофилированы соответствующие участки крыла. Затем микропилой изготовленной из лезвия бритвы были прорезаны пазы и в них вклеены кусочки тонкого пластика. После чего этим кусочкам был придан вид нервюр. Потом нервюры были оклеены тем же пластиком, стыки залиты суперклеем. После высыхания суперклея при помощи наждачки наклеенной на брусок предкрылки были выведены в ровень с крылом. Процесс на фото: Замер размаха крыла показал, что центроплан недотягивает по ширине, соответственно крыло было разрезано пополам и по середине центроплана поставлена вставка (3мм). далее необходимо заклеить и зашпаклевать родные места под мотогондолы. Стык консолей и центроплана закрыть накладкой. Часть приборов (контроля двигателей) в кабину самолета не поместилась и поэтому была вынесена на крылья в небольших приборных досках, соответственно необходимо сделать эти приборные доски ( на чертеже этот момент упущен), показать расшивкой элероны и лючки. После чего переходить к фюзеляжу. У фюзеляжа была напрочь отпилена носовая часть, просверлен недостающий иллюминатор по правому борту ( на чертежах ошибочно нарисован один иллюминатор, на самом деле один был на левом борту, на правом их было два). После чего фюзеляж стыкуем с крылом. Так как центроплан у нас расширился, то необходимы вставки между ним и фюзеляжем. Новую носовую часть я клеил из отдельных деталей. Детали отрисованы в Корел Дрове и вырезаны из полистирола толщиной 0,5мм. Толще делать не стоит, так как весь нос в остекленении и толщина стенок будет видна. Из того же 0,5мм полистирола были выклеены зализы крыла. Фюзеляж заходил на центроплан, соответственно на центроплан была наклеена пластина 1мм полистирола и выведена вровень с кабиной. Оперение сделано с грубой имитацией полотна, соответственно всю эту имитацию пришлось зашпаклевать, после чего на рули наклеены маски из изоленты и грунтовкой надуты ребра силового набора. После чего маски сняты и рули полностью задуты грунтом. Получилась, на мой взгляд, сносная имитация обшитых полотном рулей. После этого ставим оперение на фюзеляж и грунтуем получившийся планер. После того как грунт высохнет все дефекты шпаклевки-клейки вылазят на поверхность Необходимо отшлифовать модель и снова загрунтовать. После достижения приемлемого результата можно переходить к начинке кабины. Из родного набора оставлено кресло пилота, только пришлось его основательно доработать, добавив панель с какой-то ручкой и панель с аптечкой. Изготовлена рулевая колонка, сектор газа и блок педалей. Приборная доска отрисована в Кореле, распечатана на пленке, после чего наклеена на аллюминевую фольгу. С тыла приборки мелконарезаным тянутым литником имитируем корпуса приборов. После чего тянутой из того же литника нитью сделана проводка на приборах и рулевой колонке. Все вышеперечисленное делалось по фото. От себя добавил ящик для пулеметных лент (в районе расположения пулемета УБ). Фотографиями это не подтверждается, но он там должен был быть без вариантов, больше боекомплект к УБ разместить просто негде. Привязные ремни – фототравленые из попавшегося под руку набора фирмы АСЕ к Ла-5му. По кабине все, на фотографиях всю эту начинку видно неважно – не получилось «залезть» объективом в кабину – уж больно она мелкая. Все остекленение сделано из пленки для принтера. Делалась развертка, распечатывалась на бумаге. бумажный фонарь примерялся, корректировался и по достижении приемлемого результата переносился на пленку. Так как родные двигатели ушли в мусор, то был скопирован в силикон Эльфовский двигатель. После чего отлиты его копии из металла. Процесс формовки и литья опишу в отдельной статье. Выхлопные коллектора изготовлены заново из кусочков гнутых литников – процесс довольно долгий и муторный. Толкатели – из проволоки, к цилиндрам подведены провода. После установки двигатели накрыты сверху капотами из фольги (капот закрывает промежуток между двигателем и крылом), На цилиндры надеты кольца Тауненда (в данном случае полукольца). Сделаны и установлены предкрылки центроплана. Винты получилось выстругать из тех, что давались в наборе. Шайбы крепления винта отштампованы из фольги по выгравированной в пластике матрице. Сделан по фото и закреплен по правому борту кабины фотокинопулемет. АНО на крыльях из промышленного набора, хвостовой огонь из тянутого прозрачного литника. Стойки шасси остались родные, колеса пришлось делать с нуля, так как родные уже, чем надо. Костыль также пришлось делать с нуля. С окраской пришлось много думать. Фото с верху нет, поэтому рисунок камуфляжа неизвестен. В итоге был взят альбом типовых схем камуфляжа от 1943г. и по боковой проекции подбиралась наиболее похожая схема. Таковой оказалась схема Як-6. По ней и красил. Краска – сборная солянка – Акан, Хамброл, Тесторс, Ганза. После покраски модель задута глянцевым лаком, переведены деки (гадость) и снова слой лака. После чего модель была прошкурена с водой шкуркой №2000 и отполирована при помощи полироли Пронто. Пушки ВЯ – сделаны самостоятельно – пластик, иглы от шприца разные, фольга. Пулемет УБ – изъят из ИСМ-го Ту-2 и немного переточен. Бронестворки кабины вырезаны из тонкой листовой латуни, штаги на которых они крепились из тонкой иглы. Управление на «Пегасе» было тросовое, внешнее. Под проводку тросов в рули и элероны были вклеены стойки из тонкой латуни. Сами троса из нити добытой из синтетической ленты. После натяжки нить была прокрашена. Эксплуатацию особо не делал – машины была опытной, и поломали ее быстрее, чем она успела обноситься. Результат работы на фотографиях. |