Представляю вашему вниманию очередной свой проект - Marton X/V, весьма харизматичный, венгерский экспериментальный “тяни-толкай”. Проект тяжелого истребителя, конструкции Дешо и Вилмоса Мартонов, работы по которому были начаты в1943 году предназначался для борьбы с армадами бомбардировщиков, а так же мог использоваться в качестве штурмовика.
Самолет Мартонов очень напоминает довоенный голландский истребитель Fokker D-XXIII, и очевидно проект появился на свет если не в результате частичного заимствования, то уж точно в результате “творческой переработки” и дальнейшего развития “голландской” схемы. В соответствии с проектом самолет должен был быть оснащен парой немецких двигателей DB605, один из которых приводил во вращение тянущий, а второй толкающий винты. Достаточно мощное вооружение, состоящее из 30 мм пушки MK108, 2 синхронизированных пулеметов MG131 и 2 пушек MG151 в подкрыльевых контейнерах, по замыслу конструкторов должно было сделать X/V весьма опасным противником для вражеских тяжелых бомбардировщиков. Кабина пилота напоминающая Me109G/K, должна была оснащаться катапультируемым креслом, так как покинуть самолет традиционным способом из-за толкающего винта не представлялось возможным. Венгерское кресло находилось в стадии проектирования, по расчетам конструкторов, оно должно было обеспечивать выброс пилота массой до 90 кг на высоту 5 метров при скорости 580 км/ч. Самолет массой 3800кг имел дальность полета 1100 км и потолок 11500 м, в дальнейшем планировалось оснастить его более мощными и высотными двигателями и возможно новым катапультируемым креслом конструкции Хейнкеля. Однако этим планам так и не суждено было сбыться, в апреле 1944 года в результате массированного налета американских бомбардировщиков, на 70% готовый первый экземпляр X/V был полностью уничтожен вместе с заводскими корпусами.
Модель построена из чешского смоляного набора, качество весьма посредственное, множество каверн от пузырьков и др. дефектов литья, ваку-фонарь из-за дефекта поверхности пришлось выкинуть и сделать новый, вытянув его из блистерного пластика на эпоксидном пуансоне. По аналогичной технологии сделал и прозрачные БАНО. Из-за неважной стыкуемости деталей, пришлось много шпаклевать, а в продольный фюзеляжный шов даже добавить небольшие вставки из пластика для заделки щелей. Вследствие значительного возросшего веса модели со свинцовым грузом в носу для смещения центра тяжести, пришлось сделать новое более прочное шасси из кусочков стальной проволоки. Очень понравились смоляные патрубки и весьма аккуратно выполненные колеса с имитацией нагруженности, довольно неплох и интерьер кабины пилота. Особое недоумение вызвала разная длина консолей крыла относительно друг друга почти на 5 мм, а так же разная форма и размер всех 6 лопастей винтов отлитых отдельными деталями. Из других изъянов, не совсем верно воспроизведена форма колодцев ниш шасси, а так же особый ляп – изображение на коробке с моделью слегка перерисованного эскиза голландского Фоккера DXXIII вместо Мартона:) Однако несмотря на выше отмеченные недостатки, модель довольно интересная, и безусловно стоит усилий затраченных на ее постройку, в законченном виде выглядит на мой взгляд, весьма эффектно. На постройку затрачено около 3 недель с перерывами, модель окрашена алкидными эмалями MotipDupli на тиккуриловском растворителе, ОЗ (включая флаги на килях) нанесены через трафареты, декаль буквенно-цифровой код и техничка. Следы эксплуатации морилка и графитовая пыль.