Меня всегда привлекал «Грач», которому по уровню защищенности и мощности вооружения действительно нет равных в своем классе. В Афганистане его цельносварная кабина из титановой брони не раз спасала жизни летчиков, позволяя им вовремя катапультироваться или привести изрядно побитую и потрепанную машину (порой с в щепки разнесенным двигателем и хвостовой частью фюзеляжа, висящей на 5-6 стрингерах и тягах управления) на родной аэродром. Машина могла сесть на брюхо, не взорвавшись от детонации боекомплекта, могла летать на спирте и прощать ошибки пилота, которые на любом другом самолете уже привели бы к катастрофе. Отличная аэродинамика «Грача» позволяла выполнять немыслимые посадки с крутым виражом (очевидцам казалось что самолет попросту падает) и заходом на посадку практически без глиссады (на глиссаде самолет был очень уязвим для душманов с ПЗРК). Даже сейчас российские ВВС не снимают с вооружения Су-25, а интенсивно модернизируют его и параллельно ведут серийное производство уже усовершенствованной машины Су-25Т (Су-39). Так как я раньше имел дело с этим набором (собирал 2 или 3 раза) то уже имел представление о том, что надо менять и добавлять/убирать. Еще смог прикупить кабину от НеОмеги, резиновые колеса «Экипаж» и наборы фототравления от Интеравиа и Part, но и этого оказалось недостаточно. Первые примерки модели к чертежам показали слишком большую длину фюзеляжа, неправильную форму киля, стабилизаторов, мотогондол и носовой части. Также на модели очень сильно страдала проработка мелочей и деталировка. По фюзеляжу и мотогондолам работы оказалось очень много. Сначала изнутри выбрал бормашиной стенки кабины, для того чтобы нормально встало смоляное изделие от НеОмеги. Затем полностью вырезал нишу переднего шасси, оружейный отсек и люки блоков РЭО по правому борту. В кабине полностью срезал рельеф приборной доски и боковых панелей. Затем прямо на рамке фототравления расписал приборную доску, боковые панели приборов и методом «бутерброда» с подклейкой пленки с приборами приклеил это добро на подготовленные места в «смоле», потом дооснастил кабину рычагами, педалями, и другой мелочью, которая была в наборах. После этого доработал неомеговское кресло К-36Д под модификацию К-36Л и окрасил его по фотографиям, затем слегка прошелся сухой кистью с серебрянкой для выделения рельефа металлических частей. Также, руководствуясь фото из книги издательства 4+, раскрасил кабину «Грача» и слегка оттонировал для выделения рельефа. Козырек над креслом пилота использовал из набора травленки, смотрится намного лучше смоляного, и уж тем более изкоробочного. На козырек также нанес серийный номер машины и кое-какую техничку, которую увидел на фото. С передней нишей и оружейным отсеком пришлось повозиться. Прежде всего, выбрал всю полость под начинку бормашиной и установил потолок ниши (пол кабины) с выемкой под носовое колесо. Облагородил гнездо под постановку передней стойки шасси, и началось... Все делал по фотографиям, которые нашел в сети. По передней нише очень помогла книга 4+, а вот фото оружейного отсека пришлось делать всего по двум фото. Для имитации пушки очень пригодились остатки от оружейного отсека МиГ-15УТИ в масштабе 1/48. Пушки, которые там были в наборе, в модель не устанавливались, и я их после некоторых доработок установил в оружейную нишу. Затем поставил изготовленный из тонкого пластика казенник с направляющими подвода снарядов, под ним установил гидроцилиндр выпуска/уборки носовой стойки шасси. Плавно перешел к начинке передней ниши шасси, добавил там агрегаты-трубопроводы из тонкого пластика и проволоки, тяги и качалки открытия створок шасси, баллоны кислородной системы. Затем все это добро раскрасил и оттонировал жидкой черной краской и сухой кистью с серебрянкой. Стенки отсека РЭО выложил тонким пластиком, затем поставил перегородки и окрасил в цвет авиационной грунтовки. Потом смонтировал коробки приборов и расписал их по фото, после этого поприклеивал уже прокрашенные кабеля и провода. После оборудования внутренних отсеков склеил половинки фюзеляжа, зашпаклевал стык. Образовавшийся зазор между «заводским» вырезом под козырек приборной доски и козырьком смоляной кабины был прошпаклеван и выведен как на фото реальной машины. После обработки стыков укоротил фюзеляж в хвостовой части и исправил форму носа. Параллельно изготовил люки РЭО, склеил из травленки створки оружейного отсека и ниши переднего шасси с кронштейнами навески и тягами. Мологондолы решил оснастить нормальными воздухозаборниками и соплами двигателей. Геометрию мотогондол исправить оказалось проще некуда. Для этого надо всего лишь не приклеивать обечайку ВЗ, а место под ее приклейку обработать под профиль ВЗ. ВЗ сделал таким образом: сверху и снизу будущего канала ВЗ приклеил поперечные перегородки, доходящие до входного устройства двигателя, затем получившийся квадратный канал по углам залил шпаклевкой и выбрал бормашиной для придания правильного профиля. Пластик в зоне сопла утонил, вместо «родного» выходного устройства приклеил колесо турбины из фототравления, на него смонтировал из тонкого пластика корпус сопла и вовнутрь поставил стекатель с пятью стойками по окружности. Затем склеил половинки мотогондол, прошпаклевал их снаружи и в каналах ВЗ и приклеил обе мотогондолы к фюзеляжу, заделал стык и после просушки все обработал. Пока сохла шпаклевка на фюзеляже, решил заняться килем. Там пришлось исправить наклон и толщину передней и задней кромок киля, форму радиопрозрачной верхушки, подправить расшивку. Затем был добавлет хвостовой АНО, тяги управления триммерами и укорочен обтекатель антенны в основании киля. На крыльях была сточена задняя кромка, наклеены травленые кончики закрылков. Тормозные щитки разрезаны, сымитировано их реальное крепление и механизм раскрытия. После приклейки крыльев и шпаклевания и обработки всех швов была восстановлена и доработана расшивка и наклеена мелочевка в виде решеток, антенн, ПВД, датчиков угла атаки, и т.д. На пилонах было сымитировано крепление бомб, на пушке с помощью бормашины был выбран дульный тормоз, отверстия стволов и сами стволы. В носу было установлено окно системы «Клен-ПС» из тонкой пленки. Над приборной доской был установлен ИЛС, рамка ИЛСа из фототравления. Остекление кабины выдавлено из тонкой пленки, в качестве мастера использован родной фонарь. Для имитации бронированного переднего стекла изнутри по его краям проклеен тянутый литник нужной толщины, затем на него наклеено второе стекло. Перед стеклом ИЛСа установлен фотокинопулемет. На откидной части фонаря сделана внутренняя начинка и рукоятки открытия. Стойки шасси были доработаны по фото и схемам из чертежей. Добавлена гидропроводка, тяги. На передней стойке заново изготовлен грязеотбойный щиток, вилка колеса, экипажевское колесо посажено на ось из сломанного сверла. Из вооружения под крылом подвешены ПТБ-800 и тяжелые НАР С-24, в такой конфигурации самолеты зачастую садились после выполнения боевой задачи. Модель окрашена по схеме из книги 4+ акриловыми и эмалевыми красками Humbrol, Revell и ХОМА. Цвета подобраны по FS. Эмблема, отметки о боевых вылетах, опознавательные знаки и техничка из набора декалей Authentic Decals. Номер «29» из залежей. Подлностью убрать серебрение декалей не удалось. Окраска мелких элементов, антенн и т.д. – по фотографиям. По голубому низу слегка прошелся тонировкой расшивки. Вот такой получился герой афганской войны. Результат годичной работы мне понравился. |