К работе над этой моделью меня подвигло: - хорошее впечатление от изкоробочной сборки нескольких УМ-ных моделей (БТ-5 и БА-6) – собираются без шпаклевки и напильника, образ прототипа напоминают;
- статья «Делаем правильный БТ-7 из набора UM» (Статья); захотелось проверить получится ли у меня что-то похожее;
- желание иметь на полке БТ-7!
Символом растущей силы РККА 30-х годов прошедшего века, по-моему, являются танки БТ. Не «рабочая лошадка» Т-26, не плавающая экзотика, и не «сухопутные дредноуты», а именно «прыгающий» стремительный и грозный БТ. «Три танкиста», «Броня крепка…» - это все о нем. И, конечно, венцом развития семейства БТ был БТ-7. Лучший среди «легких-средних». Вот именно эту машину – последнюю модификацию БТ-7 (еще без дизеля, т.е. «без М»), т.е. БТ-7 образца 37-38 года – хотелось поставить «на полочку». Обложившись литературой и фотографиями (благо информации по этой машине предостаточно), приступаем к работе. В соответствии с рекомендациями из «Делаем правильный…», корпус был разрезан и укорочен. При этом посадочное место под башню несколько сместилось назад и его пришлось «редактировать» - передвигать примерно на 0.8 – 1.0 мм вперед. Дальнейшие доработки по корпусу соответствовали «методичке» («Делаем правильный…») посему описывать их не стану. Были некоторые поправки на модификацию: отсутствие стаканов вертикальных пружин подвески, вместо них накладки на борт; упрощенная форма ручки на люк (она же ограничитель угла). Маленький совет тем, кто пожелает повторить – длительная возня с рулевыми тягами, косынками усиления, штуцерами смазки и т.д. в носовой части корпуса не имеет особого смысла, рассмотреть сие великолепие на собранной модели нет никакой возможности. Крылья, конечно, необходимо подогнать по длине и сточить по толщине. Переднюю часть крыльев кроме этого необходимо: немного сгладить уж очень острую «гнутую» кромку и сотворить выштамповку под фары. Башня показалась мне немного «куцей» (короткой). Добавляем листового пластика на нишу, скругляем кромки, получаем приемлемый вариант. Из тонкого пластика делаем кормовой люк для монтажа орудия и полосы усиления стыка листов. Прорезаем смотровые щели, сверлим отверстия для портов, из тянутого литника делаем заглушки. На крыше башни поставил стакан под панораму, срезал кольца с рымами, колечки из тонкой проволоки вставил на их место. Внешняя часть маски орудия нас не устраивает абсолютно, нам нужна штампованная. Стачиваем по бокам, сглаживаем кромки, делаем небольшой скругленный вырез над прицелом. Приклеиваем к башне. Из тонкого пластика по бокам приклеиваем «крылышки», немного шпаклевки на стык с маской. Шлифуем, сглаживаем угол. Результат меня удовлетворил. Сверлим отверстия, вставляем болты из тянутого литника – «прикрутили» маску. Внутреннюю часть маски сделал заново по размеру «окна» внешней части. Просверлил отверстия под пушку, пулемет, прицелы. (тут у меня, конечно же, ошибка методическая – нужно было вырезать стенку башни за маской и вставлять внутреннюю часть изнутри) Пулемет оставил родной, подогнал по длине, рассверлил ствол. Пушку поставил от МоделПойнт. Переходим к ходовой. Гусеницы, которые дает УМ, для нашей модификации не подходит. Это траки на БТ-5 и БТ-7 самых первых партий. Нам нужна мелкозвенчатая гусеница. Берем травленную. По этой причине ведущее колесо из комплекта нам не подходит. Берем ведущее колесо от УМ-ной же 34-ки. Совсем немного убираем толщину внешней кромки. Хуже обстоит дело с опорными катками. Имеющиеся в комплекте не подходят. Они тонкие (для БТ-5, первых БТ-7), не соответствует геометрия ступицы, кол-во болтов крепления. Ничего подходящего из афтемаркета мне также не удалось найти. После некоторого размышления был найден выход – катки от 34-ки ВЭ. Возможно, не самый лучший, но вполне сносный. Катки стачивались по толщине, вставлялась бобышка соответствующей толщины. Правда, в этом месте я допустил досадную оплошность, но об этом ниже… На передние управляемые колеса пришлось сделать гибрид: поскольку внешний диск колеса соответствует имеющемуся в наборе, довелось сточить его с внутренней стороны, нарастить сточенным же катком ВЭ. Окончательная сборка: Очень не хотелось делать «среднестатистический БТ-7 РККА». Хотелось найти конкретный прототип. Тем более, что от этого зависит не только маркировка, окраска, но и обвеска машины. О чень вовремя появиласьл статья на ДИШе о «немировских БТ». Среди многочисленных фотографий был выбран самый «бэтэшный» БТ. В результате по обвязке получилось: На левом крыле ящик ЗИП (по всей видимости, от Т-34), брезент. Правое крыло пустое, только ремни крепления баков. Уже в завершающей стадии не удержался и добавил запасные траки. Левую фару «выбил». Правая – Эльф. На буксирные крюки навесил цепь (долго не мог найти подходящую по «геометрии» звеньев и размеру). Окраска: Как я уже писал, это мое самое слабое звено. Длительный перерыв в моделизме, опыт в покраске БТТ = 0. Задул фоновым зеленым – нитра от Хобби, осветлял «на глаз». Хобби-вской же «резиной» бандажи. Гусеницы – их же Ганметалл. Черная смывка – ревельная эмаль на родном разбавителе. После этого «намотал» гусеницы. Брезент из туалетной бумаги покрашен акварелью. Закреплен лентами из покрашенного скотча. Цепь долго поливал черной смывкой… Попытка вырезать из большого кол-ва УМ-ских декалей подходящие буковки-циферки успехом не увенчалась. Декаль расползалась и рассыпалась. Вырезал из Дрэгоновской Т-34. Тут опять прокол, но об этом чуть ниже… Пачкал простым карандашом и Тамиевскими пигментами. Задул самодельным матовым лаком. Как мне показалось, убрал лишний блеск и «потушил» белизну декалей. Еще раз слегка прошелся пигментом. Еще во время работы появилась мысль помещать модели в «индивидуальную упаковку» (сказался печальный опыт длительного хранения моделей, многочисленных переездов). Подходящей показалась коробочка от визиток, почти по габаритам. Создавать мини-диараму или виньетку не планировал, но и ставить просто «в коробочку» не хотелось. На вырезанный по габаритам упаковки картонный прямоугольник насыпал просеянного песочка, сверху «гравий» от «железнодорожников». На сколько хватило воображения, испачкал акварельными красками, похищенными у младшего сына. Конечно, единственным достоинством такого «украшательства» является быстрота в изготовлении, но все ж веселее, чем «в коробочке»… Краткие итоги: Для себя постарался подвести итоги и сформулировать недоработки: - катки – забыл (!!!) срезать с дисков лишние болты;
- нужно было не полениться и поставить сетки на крышки воздухозаборников;
- вместо требуемой маркировки «А-2» получилась «Л-2» (договорился со своей совестью, что это лучше, чем ничего);
- неважная стыковка замечательных травленных гусениц;
- покраска и старение далеки от идеала;
P.S. Очень надеюсь благодаря статье: - услышать рекомендации «бывалых» танкистов;
- помочь коллегам обойти обнаруженные мною грабли;
P.P.S. Во время работы не всегда хотелось идти за фотоаппаратом, ставить свет и т.д. «Щелкал» прямо на столе телефоном, который всегда под рукой. Посему качество фотографий оставляет желать лучшего и, вероятно, не позволяет разглядеть все детали. |