На судомодельной улице праздник – в самом ближайшем будущем выходит модель подводной лодки III-серии, более известная как «Щука». Модель выполнена в масштабе 1/350, отлита под низким давлением (шорт-ран). Производитель передал мне на тестовую сборку две модели, которые в данной статье и будем собирать. Сразу скажу пару слов о том, что такое тестовая сборка – задача сборщика проверить собираемость модели, соответствие доступной документации, «отловить» пропущенные производителем нюансы и по итогам выдать производителю рекомендации по доработке форм. Соответственно некоторые нюансы, которые я буду описывать ниже, будут выполнены в пластике и Вам не нужно будет с ними возиться. Добавятся фототравленые детали. За фото не пинайте – «играю как умею». Итак, имеем две рамки – большая с деталями корпуса и малая с рубками, рулями и мелочевкой:
Литье довольно аккуратное – облоя и недоливов практически нет, полистирол в меру вязкий – обрабатывается хорошо, хрупкостью не страдает. Производитель, в отличии от некоторых других отечественных шорт-ранщиков на полистироле явно не экономил, что не может не радовать. Следов толкателей нет в принципе, т.к. нет самих толкателей. Даны две рубки – ранняя и поздняя, позволяющая сделать модель лодки на период войны. Расшивка внутренняя, очень тонкая, необходимо пройтись по ней «клювиком» иначе после окраски могут быть проблемы с тонировкой. Изучив пластик полез в закрома смотреть, что есть на матчасть. На нее нашлось два выпуска «Морской коллекции» за № 2 и 4 за 2002г.(понадобится только 2-й номер, 4-й тоже понадобится но чуть позже, когда выйдет модель лодки X-й серии), чертеж из «Моделиста-конструктора» №8-2002 и порядка 150 фотографий из которых на третью серию оказалось не более десятка. Всего лодок третьей серии было построено 4 штуки (Щ-301 «Щука», Щ-302 «Окунь», Щ-303 «Ерш», Щ-304 «Язь»), вводились в строй в 1933-1934гг, служили в 14-м дивизионе Балтийского Флота. Имя головной лодки стало нарицательным для всех серий, а история лодки «Ерш» послужила основой фильма «Командир счастливой «Щуки»». Подробную историю создания и службы лодок описывать не буду, в «МК» все расписано. Чертежи из Моделиста довольно точные, не совсем верно изображен руль поворота и киль спереди должен иметь скругление, в остальном все нормально. Сверка пластика с чертежами показала очень неплохое соответствие. Рубки ложатся идеально, корпус на 1мм длиннее, ширина соответствует.
Надо сказать такая точность меня порадовала, до сегодняшнего дня ни одна модель нашей ПЛ (точнее АПЛ, т.к. в 1/350 дизелюх еще никто не делал) так точно в чертежи не лезла и приходилось их туда загонять большим драчевым напильником. Так моделей выдано две, то решил собирать одну полностью из коробки с рубкой раннего выпуска, вторую дорабатывать, имея целью получить модель Щ-303 на начало войны. На сборке изкоробочной «Щуки» останавливаться не буду, на фото будет и так все видно. Перед склейкой корпуса стоит удалить поддерживающие палубу выступы в носовой части, иначе палуба будет выступать выше корпуса, клеить лучше сначала палубу к половинке, потом накрывать второй половинкой корпуса. Щелей практически нет, те, что получились там где сэкономил на клее залил суперклеем. Откорректировал киль по чертежу из Морской коллекции, необходимо подрезать его с кормы и скруглить с носа. Вертикальный руль по тем же чертежам подрезал и изменил расшивку. Под носовой руль глубины в корпусе сделал выборки под тягу руля. Корпус подрезал с кормы на 1мм и немного укоротил тоннели дейдвудов. На нос приклеил проволоку призванную имитировать трубу, приваренную к носу прототипа. Далее начал разбираться со шпигатами. На модели количество и расположение этих самых шпигатов соответствует чертежу. Но на фото «Ерша» их несколько больше. В принципе это нормально – количество шпигатов от лодки к лодке запросто могло меняться, к тому же «Ерш» не раз проходил модернизации. В итоге недостающие шпигаты были насверлены по фотографии. Над длинными шпигатами были приклеены проволочки имитирующие защиту шпигата. Подкорректирована длина носовых и кормовых шпигатов – на модели они опускаются радиусом вниз, на самом деле опускалась защита шпигата, а сам шпигат был прямолинейным.
Поправил расшивку щитов торпедных аппаратов. Следует иметь в виду, что если захочется сделать лодку периода войны, то придется вырезать щиты ТА и делать имитацию крышек ТА, т.к. во время войны практически на всех наших лодках они снимались из-за частого заклинивания. Кормовые горизонтальные рули отлиты вместе с дейдвудами. На изкоробочной оставил как есть, на «Ерше» дейдвуды заменил проволочными, забегая вперед скажу, что зря возился - после покраски никакой ощутимой разницы (ради которой стоило бы возиться) между пластиковым и металлическим дейдвудом не прослеживается.
На корму добавил выточенный из кусочка оргстекла кормовой фонарь. В нишу якоря вклеил два отрезка тянутого литника – получилась имитация поднятого якоря (в поднятом виде он практически не выступал из корпуса). Детали рубки сточил изнутри до приемлемой толщины (тут важно не перестараться),в результате палубу рубки пришлось делать заново (на изкоробочной рубку тоже необходимо или подточить изнутри или уменьшить палубу иначе собрать рубку не получиться),оставив от родной орудийную площадку.
В носовой части рубки были выполнены окна, на модели этого понятно нет, как нет и крыши на рубке. Окна мне сделать захотелось – для этого был вырезан кусок рубки (по нижнему срезу окон) и в вырез вклеен кусок прозрачного пластика от удачно подвернувшейся под руку коробки из-под компакт-диска. После высыхания клея прозрачная вставка была зашкурена и заполирована, сверху на рубку был приклеен кусочек тонкого пластика – получилась крыше вполне подходящей толщины.
На палубу наклеены люки, на лобовом листе необходимо расшивкой показать двустворчатые двери, через которые расчет попадал на орудийную площадку. Добавлены ходовые огни по бокам рубки и расшивкой выполнена решетка на корме рубки. На той же корме сделан задний ходовой фонарь. После этого рубка была установлена на корпус. Стекло закрыто нарезанными из оракала окнами. Тумбы перископов сделаны хорошо, добавил на них площадки сигнальщиков и на кормовой сделал ограждение этой площадки (почему-то на носовой его не было – оттуда сигнальщику падать не больно что ли?). Переходим к орудию – орудие, можно сказать, отсутствует – то, что дано в наборе похоже, на что угодно, но только не на 45мм полуавтомат 21К. Надо сказать, что это меня не расстроило – в этом масштабе орудие было бы все равно переразмерено, иначе просто бы не пролилось. Так, что как не крути, а пушки на 1/350 надо делать вручную. Найдя чертеж 21К я его чуть прорисовал и распечатал в 1/350,потом еле найдя пятнышко в которое превратился чертеж на формате А4, навытягивал литников и прямо на чертеже нарезал заготовки для ствола и кожухов механизмов отката-наката. Аккуратно склеил все в кучу, приклеил кусочек тонкого пластика – казенник. Из тонкого пластика вырезал усредненную половину лафета, совместив с сектором подъема ствола. Наклеил на блок ствола. Обтачивая литник, получил конус орудийной тумбы и мелкой фрезой бормашины, вручную, прорезал четыре прорези на этой тумбе. Приклеил сверху артиллерийскую часть. Результат на фотографии.
В принципе все, переходим к покрасочным работам. Модель загрунтована грунтовкой слитой из аэрозольного баллона, после высыхания грунта, местами поправлена в сторону углубления расшивка. По окраске пришлось немного покопаться, довоенные лодки были крашены сверху в шаровый цвет, но с началом войны их покрасили в какой-то оттенок зеленого. В какой – бог его знает, да и не важно - на лодках он менял свой цвет очень быстро, так же быстро краска облазила и подкрашивалась тем, что было под рукой. Спасательные буи были так же окрашены в цвет корпуса, да еще и приварены к корпусу намертво. Как красилась подводная часть достоверно не известно, «МК» предлагает черный, на нем и остановимся. По поводу обозначений – до войны на рубках красовались здоровенные номера выполненные белой краской, но с началом войны они были закрашены и не наносились. Так же отсутствовали ватерлиния, марки осадки и прочая живопись. Исходя из этого, краска была подобрана на глаз из палитры ревеловских эмалей. Маска между цветами выклеивалась полоской оракала, сделать это довольно легко, т.к. производитель обозначил тоненькой линией расшивки эту границу – остается только аккуратно приклеить по ней маску. Перед окраской надводной части корпуса было выклеено ограждение орудийной площадки. Для этого по шаблону были выгнуты вертикальные стойки и на суперклее вклеены в отверстия просверленные по краю площадки. После высыхания клея пинцетом подравниваем стойки и накладываем на них четыре полукольца выгнутые на подходящем по диаметру стержне. Прихватываем в точках пересечения со стойками клеем. Дожидаемся полного схватывания клея и аккуратно зачищаем клеевые стыки.
Помимо этого по бокам рубки наклеил тонкую проволочку, имитирующую леер, такая же проволочка наклеена по бокам верхней двери рубки в качестве имитации поручня. По верх чертежа выклеена из проволоки лестница. Прошкурена и перенесена на рубку. Наклеены на рубку стойки под растяжки антенны. После окраски верха корпуса произведена т.н. смывка и имитация эксплуатации. Надо сказать, что в этом масштабе довольно тяжело проимитировать эксплуатацию – очень легко перестараться. Смывка делалась темперной гуашью, цвет на усмотрение автора – я мешаю черный с коричневым, получая эдакий грязный оттенок. Немного добавил ржавчины на подводную часть т.к. смывка на черном не видна, а выделить расшивку руля и выступающие детали стоит. Надо признать ржавчина получилась немного яркая. После этого приклеил на свое место перископы и орудие. Натянул растяжки антенн нитью вытянутой из детского бантика. Так как стойки на рубке получились довольно ажурные, то сильно тянуть побоялся, в итоге получил неплохой барометр – растяжки отлично отслеживают температуру. Теплеет – натягиваются в струну, холодает – начинают еле заметно провисать. В принципе это легко лечится – достаточно поводить вдоль нити раскаленным ножом и они подтянутся. В завершение вырезал из миллиметрового полистирола четыре простенькие детали, склеил и получил подставку. На все про все ушло 15 дней неспешной работы (по пару часов в день), из них 5 дней – покраска, дня 4-ре на поиск материалов и вдумчивое изучение матчасти. Вот, что в итоге получилось:
Лодки получились довольно миниатюрные, для того чтобы показать размеры сделал пару фото «Щук» с атомоходами:
Бабушка с внучкой – «Щука» 3-й серии рядом с АПЛ пр.971 «Щука-Б», масштаб одинаков.
И еще одно фото из разряда «встреча поколений» - «Щука» и ПЛАРК пр.941А
Завершение работ над моделью совпало с конкурсом «Микромир-2008», проводившемся в Днепропетровске. Доработанная «Щука» была выставлена на конкурс. В итоге третье место среди кораблей по правилам судомоделистов. Уступила первое место немецкому торпедному катеру от Ревелла в 1/72 и второе - АПЛ пр.627 в 1/350. Учитывая такой разброс в масштабе и то, что с 627-й я боролся более 3-х месяцев, считаю результат более чем достойным. Подведем итоги: модель получилась более чем достойной, сборка из коробки не вызывает трудностей, доработки не сложны и сводятся практически только к деталировке, к тому же деталировка серийного набора будет упрощена фототравлеными деталями. При не самых сложных доработках модель имеет неплохие шансы занять призовые места на конкурсах. В общем, мои поздравления производителю и нашему брату-моделисту, наконец-то получившему подводную лодку времен ВОВ в одном из стандартных масштабов. ЗЫ: Срочно в номер! Получил от производителя фото коробки, травленки и инструкции.
Анонс на торце коробки обещает нам модель подводной лодки «С» и шведского корвета «Визби». В травленке даны винты, лестница на рубку, стойки антенных растяжек, якорь, пушка и площадка под рубку (мне пришлось стачивать пластиковую, теперь можно просто отрезать и поставить травленую). Так же в наборе идет дека.
Категория: Обзоры:Разное | Добавил: Greif (2008-05-13)
| Автор: Vladimir
все как всегда покрыто мраком... Каким раком?????? Может надо выкладывать фотки сотрудников с биографиями? Чё не понятно?Искать пока негде по причине отсутсвия травла(читай выше). Новая фирма, из асортимента пока только эта лодка анонс на боковухе коробки,зроблено в Україні, шо ще????????!!!!!!
Ребята давайте жить дружно .Да действительно хотелось бы побольше инфы про эту фирму а то всё покрыто мраком как обычно у нас на Украине.Какие планы у компании что еще кроме лодок собираются выпускать