Прототип Маленькие пилотажные самолеты Як-55 и его модификация Як-55М должны были стать массовыми пилотажными самолетами, заменяя в аэроклубах устаревающие Як-50, а так же стать самолетами первоначального обучения и тренировки после Як-52 для летчиков-пилотажников и сборной команды СССР по высшему пилотажу, перед тем как они пересядут на «самолет мастеров» - Су -26 и его модификации. Модель Модель попала ко мне несколько раньше официального выпуска. Поэтому, пока нет коробки и декалей, но, думаю, что это не самое главное. ;-) Первые впечатления. В коробке моделиста будет ждать 4 рамки светло-серого пластика и отдельно фонарь. Отлито все довольно четко, утяжин я не заметил, облоя практически нет (пока формы новые). Пластик стал более твердым и хрупким. Производитель пошел по пути унификации (что понятно) и дал фюзеляж, плату с мелочевкой и фонари одинаковыми в обоих наборах. Мелочевка, естественно, тоже унифицирована, так что, в зависимости от набора и варианта сборки, часть деталей не используется. Всего в наборе Як-55 я насчитал 42 детали. Фюзеляж. Дан двумя половинками и представляет одно целое с килем. В чертежи Исаева ложится просто замечательно (видать по ним и делали). Расшивка тонкая внутренняя, местами пропадает. На первый взгляд, стыкуемость половинок фюзеляжа – средняя. По шву, после склейки, придется немного «пробежаться» наждачкой. Места установки стабилизатора и крыла показаны корневыми наплывами. Кабина Для такой маленькой модели проработана неплохо – кресло с поликом кабины, на котором просматривается рифление, РУС, педали и приборка. Правда, приборка совершенно лысая. Однако желающие вполне могут доработать ее сами. Фонарь на модели, все же довольно толстый, но прозрачный, без дефектов литья. Переплет показан тонким рельефом. Мелочевка – винты (2- и 3-х лопастные), шасси (с обтекателями и без) рули оперения, коки воздушных винтов даны сразу на оба набора. Безусловно, потребуется небольшая обработка и подгонка перед установкой на модель (особенно это касается стоек шасси). Крыло Як-55. Отлито довольно четко – облоя, утяжин и прочих дефектов нет. Расшивка, как и на фюзеляже, тонкая, внутренняя, местами пропадающая. По геометрии есть один маленький недостаток – по чертежам Исаева крыло несколько (на 1,5-2 мм) короче нужного. Огрех незначительный, можно или исправить, или закрыть на него глаза – явно обводы модели он не портит. Стыкуемость крыла также, на среднем уровне, будет необходима подгонка. При правильной подгонке профиль наплыва на фюзеляже хорошо стыкуется с профилем крыла в районе стыка. Крыло Як-55М Все вышесказанное для крыла Як-55 относится и к набору Як-55М. Разве что, хочу добавить, что геометрия тоже прихрамывает – крыло меньше по длине и по хорде на 1-1,5 мм. Рулевые поверхности пролиты достаточно четко и аккуратно. Кстати, не хватает триммеров. На модели можно осуществить доработки: Отполировать фонарь Доработать приборку Заменить или доработать выхлопные патрубки Сделать расшивку несколько глубже Доработать решетку охлаждения двигателя Установить ПВД на левую консоль крыла (почему-то не нашел в наборе) Для Як-55М добавить триммеры на рули В итоге Модель не имеет явных изъянов в геометрии, мелочевка дана практически вся, хотя и собираемость средняя (исполнение все же прихрамывает – ЛНД оно все-таки остается ЛНД). Я думаю, что, при приложении небольших усилий она займет достойное место на полке любого моделиста, увлекающегося отечественной авиацией в 72-м масштабе. Пожалуй, все, что хотел сказать. С уважением, Любомирский. Хотел поблагодарить фирму Aмодел, Назимкова В. и Леушина А. за предоставленные модели. И конечно коллег, которые помогали мне в поиске материала по прототипу. При работе использовал материалы: Интернет-энциклопедии Уголок неба. Книгу Самолет Як-55М изд. Москва. Транспорт 1992 г. И чертежи Исаева А. из вышеназванной книги. |