Модель этого самолета купил сразу, как продукция от Хасегавы прочно закрепилась в модельних магазинах Украины. Цена была в пределах 160-170 гр. Сейчас наверно много дороже. В то время я мог позволить себе это приобретение. И не пожалел. Очень интересный самолет , да и модель выполнена выше всяких похвал ( на мой взгляд). Немного истории ( из открытых источников). Первые годы войны во Вьетнаме показали, что в палубной авиации нет самолета, способного эффективно решать задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям и поддержкой войск. Штурмовик A-4 "Скайхок", более десятка лет состоявший на вооружении, отличался маленьким радиусом действия и низкой боевой нагрузкой; потери машин этого типа оказались слишком большими. В 1963 году был объявлен конкурс на создание (в кратчайшие сроки) нового палубного штурмовика по программе VAL: легкий ударный самолет. Принятие его на вооружение планировалось в 1967 году. Итоги конкурса объявлены в 1964 году; победителем стала фирма LTV. Ее проект признали наиболее подходящим, в том числе по срокам проектирования и постройки опытных образцов. Сокращение времени было достигнуто за счет использования в качестве прототипа истребителя F-8 Crusaider . Пришлось, правда, основательно поработать, превращая эту довольно большую машину в компактный штурмовик. Длину самолета уменьшили за счет отказа от форсажной камеры двигателя, высоту - срезав законцовку киля. Взлетный вес самолета снизился после отказа от механизма изменения угла установки крыла, четырех пушек (оставили только две) и выдвижной пусковой установки НУР. Новое усиленное и короткое крыло позволило разместить на нем шесть пилонов для подвески вооружения (на F-8 было только два). По бокам фюзеляжа оставили два узла подвески, сохранив возможность нести на них УР класса "воздух-воздух". Для штурмовика выбрали новейший по тем временам двухконтурный турбореактивный двигатель TF-30, точнее, его бесфорсажную модификацию TF30-P-6. Использование силовой установки такого типа гарантировало минимальный расход топлива. Летчика прикрыли броней из алюминиевого сплава снизу и стальным листом спереди. Контракт на постройку семи опытных экземпляров штурмовика был подписан в марте 1964 года; новому самолету присвоили обозначение A-7А Corsair. Первый из них взлетел 27 сентября 1965 года. Через несколько дней после этого фирма LTV получила заказ на 140 серийных машин. Параллельно с летными испытаниями началось серийное производство. Уже через год сформировали первые две эскадрильи-VA-147 и VA-122. После обучения летного и технического состава VA-147 перебазировалась на авианосец "Рейнжер", и 4 декабря 1967 года самолеты этого подразделения совершили первые боевые вылеты во Вьетнаме. Опыт боевого применения показал высокую эффективность нового самолета, но одновременно выявил и некоторые недостатки. Летчики A-7 старались производить бомбометание или с горизонтального полета, или с пологого пикирования, избегая летать на высотах ниже 1500 м, где можно было пострадать от огня малокалиберных зенитных средств. Чаще всего отмечались повреждения силовой установки и топливной системы. Проявила себя и скрытая особенность двигателя: с ростом скорости самолета его тяга сильно уменьшалась. Так, на скорости 860 км/ч она равна всего 3200 кг, что почти на 2000 кг меньше статического показателя. Низкая тяговооруженность самолета отрицательно сказывалась на расходе топлива и скороподъемности - на уровне моря она составляла всего 29 м/с. При взлете с палубы вес штурмовика ограничивали величиной 14700 кг. Скорость его считалась тоже недостаточной, тем более что при выполнении противозенитного маневра она падала с 920 до 550 км/ч. И тогда пришлось вспомнить о форсажной камере. Она могла повысить тяговооруженность и позволить достигать звуковой скорости. Начиная с 199-го самолета на нем устанавливался двигатель TF30-P-8 с укороченной форсажной камерой, которая увеличивала тягу на 30%. Новому варианту штурмовика присвоили обозначение A-7В. Благодаря улучшенному оборудованию он мог использовать управляемые бомбы "Уоллай" и ракеты "Мейверик". Скороподъемность возросла до 38 м/с, потолок увеличился на 1000 м. Правда, дальность полета снизилась на 100 км. Почти с первых дней существования самолета Corsair им заинтересовались ВВС. Появление такой машины позволило бы частично разгрузить экипажи самолетов F-4 , используя "Фантомы" для более ответственных заданий, и заменить никуда не годящиеся истребители-бомбардировщики "сотой серии" (F-100 , F-105 ). Испытания опытного образца A-7 (второй экземпляр) в интересах ВВС начались с 1966 года. На одном из полигонов провели сравнительную оценку Corsair и "Фантома" при выполнении ими ударных операций. Штурмовик превзошел истребитель-бомбардировщик по большинству показателей, но недостатки A-7А потребовали его дальнейшей модернизации. В конце 1968 года ВВС приняли его на вооружение (с улучшенным бронированием и новым двигателем "Спей-25" фирмы "Роллс-Ройс" - американское обозначение TF41). Новая модификация для ВВС получила обозначение A-7D, а для ВМС A-7Е. Силовая установка этих самолетов была прикрыта керамической броней. Первый полет A-7Е состоялся 25 ноября 1968 года. Летом 1969 года первые серийные машины были включены в состав эскадрильи VA-1 22. С 1978 года на самолет стали устанавливать систему FLIR на правом внутреннем пилоне. Corsair мог использоваться и как заправщик, передавая топливо из подвесных баков. Имелась и учебно-тренировочная модификация ТA-7С (60 самолетов). Серийное производство A-7Е продолжалось до 1981 года. Самолеты типа A-7D состояли на вооружении ВВС до появления более мощного штурмовика A-10 Tunderboult-2 , а затем были переданы в ВВС национальной гвардии. В 1987 году фирма LTV предложила усовершенствованный образец самолета под обозначение A-7+ (Плюс). Турбореактивный двигатель от истребителя F-15 сообщал штурмовику сверхзвуковую скорость. В удлиненном на 1,36 м фюзеляже расположили современное оборудование. Летные испытания начались в 1989 году; новое обозначение самолета - YA-7F. Машина могла летать ночью с огибанием рельефа местности на высоте 60 м. Фирма предложила флоту модернизировать все палубные штурмовики в вариант A-7F, однако в связи с принятием на вооружение истребителей-штурмовиков F/A-18A получила отказ. С 1990 года по программе самолета YA-7F работы не ведутся. A-7Е Corsair сняли с вооружения после окончания боевых действий в районе Персидского залива, где штурмовики неплохо зарекомендовали себя. По официальным сообщениям, потерь среди них не было. Всего выпущено 1545 самолетов типа A-7. Надо отметить, что командование ВМС никак не могло забыть старый добрый A-1. Даже легкие реактивные A-37 Dragonfly оказались неспособны соперничать с A-1, который мог два часа "висеть" в зоне ожидания с бомбами и ракетами весом 2000 кг или "вывозить" с поля боя полдесятка раненых морских пехотинцев. Заранее предполагая, что и новый Corsair не сможет делать такие "чудеса", одновременно с программой VAL флот начал работы по специальному самолету, максимально близкому по своим боевым возможностям к штурмовику A-1. Условное название этого самолета COIN - Counter Insurgensu aircraft, или самолет для борьбы с повстанцами. Разработкой такой машины с 1963 года занимались 22 американские фирмы. В 1964 году под давлением других видов вооруженных сил ВМС выбрали победителя. Им оказалась фирма "Норт Америкэн" с самолетом NA-300. Первый полет он совершил в 1964 году. По своим возможностям NA-300 способен взлетать с авианосцев или прифронтовых грунтовых аэродромов, вести непосредственную поддержку войск, разведку, целеуказание, эскортировать вертолеты и перевозить грузы. Серийное производство "противопартизансного" самолета началось в 1967 году под обозначением ""OV-10 Bronco . Машина, выполненная по двухбалочной схеме, имела два турбовинтовых двигателя и развивала скорость 452 км/ч, вооружалась четырьмя 12,7-мм пулеметами и различным вооружением на 7 узлах подвески (общий вес нагрузки 1630 кг). OV-10 приняли на вооружение ВМС и ВВС США, позже неоднократно модернизировали. Всего выпустили 353 самолета семи модификаций. Палубным "Бронко" так и не стал. Поставлялся в ВВС Таиланда, Индонезии, Венесуэлы и ФРГ. Во Вьетнаме самолеты "Бронко" морской авиации занимались блокированием судоходства в дельте реки Меконг; на их боевом счету множество потопленных джонок. Описание конструкции Самолет A-7 представляет собой моноплан классической схемы с высокорасположенным стреловидным крылом (35°) и однокилевым хвостовым оперением. Крыло оборудовано отклоняемыми носками, закрылками и элеронами. Для управления по крену совместно с элеронами используются интерцепторы. Система управления самолетом - гидравлическая, с разнесенной проводкой и трехкратным резервированием. При размещении самолета в ангаре авианосца консоли крыла складываются. Двигатель TF41 расположен в хвостовой части фюзеляжа, снизу и сбоку он закрыт керамической броней, предохраняющей от огня стрелкового оружия. Воздухозаборник нерегулируемый. Топливо размещено в крыльевых и фюзеляжных протектированных баках. Шасси самолета трехстоечное. Основные стойки убираются вперед, в нижнюю часть фюзеляжа. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад. В бронированной кабине установлено катапультируемое кресло. Подвижная часть фонаря кабины летчика откидывается назад. Оборудование самолета состоит из обзорной и навигационной РЛС, бортовой ЭВМ и автоматической системы посадки на авианосец. Блоки оборудования расположены в средней части фюзеляжа на уровне груди обслуживающего персонала. Обзорная бортовая РЛС ARG-1 26 может обнаруживать цели на земле и в воздухе. Имеется станция постановки активных помех радиолокационным средствам противника. Модификации самолета A-7А - первая серийная модификация, до 1968 года изготовлено 199 машин этой модификации. A-7В - модификация для корпуса морской пехоты США. Большая часть из изготовленных 196 машин этой модификации использовалась в войне во Вьетнаме. A-7С - двухместный учебно-боевой штурмовик. A-7D - модификация для ВВС США с усиленным бронированием и с более современным радиоэлектронным оборудованием. A-7Е - модификация с более современным радиоэлектронным оборудованием. Изготовлено более 540 машин. A-7Н - упрощенная сухопутная модификация для ВВС Греции. Изготовлено 60 машин. A-7Р - упрощенная сухопутная модификация для ВВС Португалии. Изготовлено 50 машин. ТA-7Р - двухместный вариант A-7 Р для ВВС Португалии. Изготовлено 6 машин. ТA-7С - двухместный вариант модификаций A-7 В и A-7 С. Тактико технические характеристики: Год принятия на вооружение 1967 Размах крыла, м 11,81 Длина самолета, м 14,06 Высота самолета, м 4,88 Площадь крыла, кв.м 34,83 Масса, кг - пустого самолета 8528 Масса, кг - пустого оснащенного самолета 8988 Масса, кг - нормальная взлетная 13154 Масса, кг - максимальная взлетная 19050 Топливо, кг - внутренние топливо 4200 Топливо, кг - ПТБ 2 х 1135 Тип двигателя 1 ТРД Allison TF41-A-2 (Rolls-Royce Spey) Тяга нефорсированная, кгс 6800 Максимальная скорость на уровне моря, км/ч 1123 Крейсерская скорость на уровне моря, км/ч 877 Практическая дальность, км 4623 Боевой радиус действия, км 1150 Максимальная скороподъемность, м/мин 4570 Практический потолок, м 12800 Стоимость (А-7D) $2,860,000 Экипаж, чел 1 Рассмотрим сам набор. Коробка размером 270х420. Изготовлена из прочного картона. На крышке изображен самолет, логотип фирмы, масштаб и название фирмы и самого самолета. Надписи выполнены на английском и французском языках??? Внутри семь рамок из серого пластика, одна с прозрачными деталями, декаль, отдельная схема варианта окраски в цвете и инструкция. Пластик нормальный. Утяжин и облоя нет. Расшивка внутренняя, тонкая и аккуратная. Деталировка модели выше средней. Позволяет собрать модель без всяких дополнений. Фюзеляж выполнен из двух половинок вместе с килем и рулем направления. Отдельно дан воздушный тракт. Сделана начинка отсеков с оборудованием, крышки люков с силовым набором. Кабина проработана средне. Есть все элементы : ванна, кресло пилота, задний шпангоут и т.д. Фонарь из двух деталей. Стекло чистое. Отдельно дается каркас фонаря. Есть также детали для имитации системы отображения информации на лобовом стекле. Даны элементы воздушного тормоза. Его можно собрать и в открытом положении. Детально проработаны нишы шасси. Ниша переднего колеса собирается отдельно.
Крылья из восьми деталей + предкрылки, закрылки и элероны. Можно сделать вариант в сложенном состоянии. Даются элементы складывания крыльев.
Стабилизаторы выполнены одной деталью. Двигатель дан форсажной камерой и имитацией турбины. Шасси сделаны неплохо. Детально показана передняя стойка. Есть почти все элементы. Правда колеса и диски примитивны. Вооружение представлено только ракетами «воздух-воздух» и пилонами. Что странновато. Но как я знаю, вооружение Хасегава выпускает отдельно. И кто хочет, может его прикупить.
Два подвесных топливных бака, собираются из двух половинок + пилоны. Есть система дозаправки в воздухе. Декаль на три варианта самолета. Все USAF. По качеству так себе. Все недочеты присущие Хасегаве. В белом цвете есть желтизна. Как с ней бороться – не знаю.
Инструкция на девяти листах и пяти языках. Дана краткая информация о самолете, пошаговая сборка, комплектность набора и три схемы окраски.
Выводы. Модель для моделиста средней квалификации. Позволяет собрать сразу из коробки. Из доработок, я вижу только трубки тормозов и гидравлики. В принципе можно ничего не прикупать отдельно . Из того что есть можно собрать не плохую модель. Ну, а для любителей попилить, есть где развернуться. Рекомендую всем. Удачи. |