Модель эту купил на прошлой неделе и только потому, что на этом самолете в «небах» северного, и возможно черноморского флотов, выполняли свой долг( в начальный период Великой отечественной войны) «Сталинские Соколы». Думаю собрать модель самолета, попавшего на территорию СССР по ленд-лизу. Буквенные обозначения , типа А,В.С., меня не очень волнуют. Главное , чтобы было похоже. Пока собираю материал. Хочу признаться, что по Р-40В (С) «нарыл» немного . Вся информация в основном о поздних модификация этого самолета. Краткая история (из открытых источников). Самолет Curtiss P-40 Tomahawk считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. В мае 1940 г., самолеты P-40 Tomahawk начали сходить с конвейера, а первые три экземпляра стали использоваться для эксплуатационных испытаний. Они отличались от самолетов XP-40 тем, что имели менее мощный двигатель с турбонагнетателем Allison V-1710−33 и два пулемета калибра 7,62 мм, установленные в крыльях дополнительно к двум синхронным пулеметам калибра 12,7 мм, располагавшимся в носовой части фюзеляжа. К сентябрю 1940 г. в Авиационный корпус армии США было поставлено 200 таких самолетов. Перед этим, в апреле 1940 г., производство было ориентировано на выпуск, в первую очередь, 185 сходных истребителей Hawk 81-A1, заказанных Францией. Но вместо этого, они были переданы Англии, где получили обозначение Tomahawk. Mk I ) . Следующая версия для ВВС Великобритании (Hawk 81-A2) получила обозначение Tomahawk Mk IIA. Эта модификация, в основном схожая с самолетом Авиационного корпуса армии США P-40B (Model 81-B), имела самогерметизирующиеся топливные баки, броню и была вооружена двумя установленными в крыльях пулеметами калибра 7,7 мм. К несчастью, увеличение веса, произошедшее в результате всех модернизаций, привело к ухудшению летных характеристик, а самогерметизирующиеся топливные баки и установка в крыльях еще двух пулеметов на модели P-40C Tomahawk ухудшили их еще больше. Всего было построено 930 самолетов этой версии для ВВС Великобритании (Hawk 81-A3), и те‚ которые поступили на вооружение‚ получили обозначение Tomahawk Mk IIB. У них было американское радиооборудование и шесть пулеметов калибра 7,7 мм. Сотня самолетов Hawk 81-A3, предназначавшихся ВВС Великобритании, была передана в Китай; 90 из них попали в Американскую добровольческую группу, действующую из Кунминга и Мингаладона. В СССР было передано по ленд-лизу 49 самолетов из США, а еще 146 — через Великобританию. Небольшое количество машин попало в ВВС Турции. А всего до завершения производства в декабре 1944 г. в общей сложности было построено 15000 самолетов Р-40 всех модификаций. Тактико-технические характеристики : P-40C Tomahawk Год принятия на вооружение 1941 Размах крыла, м 11,38 Длина, м 9, 68 Высота, м 3,226 Площадь крыла, м2 21,92 Масса, кг — пустого самолета 2636 — нормальная взлетная 3383 — максимальная взлетная 3655 Топливо, л 507+197 в ПТБ Тип двигателя 1 ПД Allison V-1710−33 Мощность, л.с. 1150 Максимальная скорость , км/ч 555 Крейсерская скорость , км/ч 435 Практическая дальность, км 1980 Боевая дальность, км 880 Максимальная скороподъемность, м/мин 808 Практический потолок, м 9000 Экипаж ,чел 1 Вооружение: два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M-2 (380 патронов на пулемет) и четыре 7.62-мм пулемета Colt-Browning MG-40 или 7.7--мм пулемета Browning Mk.II (480−500 патронов на пулемет) Томогавки в СССР. В.Котельников, О.Лейко. Уголок неба. Осенью 1941 г. "Томагауки" появились на новом театре военных действий - советско-германском фронте. В сентябре из США была отгружена партия из 20 истребителей Р-40 и одного Р-40G. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября; самолеты были куплены в Америке за золото. Параллельно из Англии с первыми конвоями, шедшими в Архангельск, была отправлена партия "Томагауков" II. Их собирали на площадке в 25 км южнее Архангельска с помощью английских техников и американских летчиков-инструкторов, а затем перегоняли в Вологду. Англичане выбирали для поставки в СССР ту технику, которая им самим была не очень нужна. Поэтому весь 1941 г. из Великобритании в Советский Союз поступали только "Томагауки" и "Харрикейны". В 1942 г. "Томагауки" стали переплавлять и через Иран. Всего наша страна получила 146 "Томагауков" II из Англии (еще 49 в счет английских обязательств были отгружены прямо с американских заводов). Первым освоил заокеанскую технику 126-й истребительный полк ПВО. Он приступил к боевым операциям на "Томагауках" 12 октября 1941 г. Действуя на Западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. За месяц боев (до 15 ноября) наши летчики на американских истребителях совершили 685 боевых вылетов и сбили 17 самолетов врага. Старший лейтенант С. Г. Ридный, летавший на этой машине, получил звание Героя Советского Союза. Чуть позже, в ноябре под Ленинградом на самолетах "Томагаук" начал воевать 154-й, а в декабре - 159-й полки. Оба они вошли в состав Восточной оперативной группы, которая обеспечивала прикрытие транспортных самолетов, доставлявших через Ладогу грузы в осажденный Ленинград. Немцы пытались разрушить "воздушный мост". В отражение ожесточенных ударов немецкой авиации внесли свою лепту и "Томагауки". Например, 17 декабря 1941 г. П. А. Покрышев из 154-го полка (впоследствии дважды Герой Советского Союза), защищая транспортные машины, вместе с пятью "Томагауками" принял бой против девяти "мессершмиттов". Наши летчики оценивали "Томагаук" в целом выше, чем английский "Харрикейн", который действительно уступал американской машине по всем основным показателям, кроме взлетно-посадочных. Однако все сходились на том, что эта машина во многом хуже и новых советских, и немецких истребителей. Недостаточная скорость, плохая скороподьемность рекомендовали ее не лучшим образом. Горизонтальная маневренность была хуже, чем у всех советских и немецких истребителей, но лучше, чем у "Харрикейна". Отмечались, конечно, и положительные качества - удобная кабина с хорошим обзором, фонарь хорошей прозрачности с устройством аварийного сброса, неплохое вооружение (секундный залп "Томагаука" IIB почти вдвое превышал таковой же у МиГ-3), приемнопередающая радиостанция. Особенно выделялась значительная дальность полета - до 1100 км. Мотор "Аллисон" при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей экономичностью, и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло эффективно использовать "Томагаук" как истребитель сопровождения. Положительно оценивались также прочность и надежность планера самолета, хорошая защита летчика (бронестекло на наших истребителях тогда практически не применялось). Немаловажным считалось и то, что самолет был вполне доступен летчику средней квалификации, устойчив и "предупредителен" в полете. Известен случай, когда в 1942 г. приемщик майор Н. И. Храмов в Архангельске за несколько часов ознакомился с "Томагауком" и взлетел на нем, выполнив комплекс фигур высшего пилотажа. Заслуженно высоко оценивались прочность и живучесть машины. Свидетельство тому - многочисленные удачные тараны, совершенные советскими летчиками на "Томагауках" и "Киттихауках". Первым, по-видимому, был А. В. Чирков из 154-го полка: 20 января 1942 г. он на "Томагауке" таранил немецкий самолет в районе Погостья. А Герой Советского Союза А. С. Хлобыстов из 147-го полка таранил трижды, причем два раза - в одном и том же бою! Более того, и бил он одной и той же правой плоскостью! А произошло это так. Шестерка истребителей встретилась с большой группой "юнкерсов" и "мессершмитгов", шедшей на Мурманск. Израсходовав в бою боеприпасы, Хлобыстов ударом сзади разбил хвостовое оперение одного из немецких истребителей. Продолжая управлять машиной, он второй раз пошел на таран, уже лобовой, - и сломал крыло "мессершмитту". Отказавшись прыгнуть с парашютом, герой благополучно дотянул до родного аэродрома. Это случилось 8 апреля 1942 г. В этом же бою еще один таран совершил капитан А. Поздняков. А в марте 1943 г. два "Киттихаука" из 768-го полка вступили в бой с двенадцатью "мессершмиттами". Лейтенант Б. Николаев протаранил немца и спасся, прыгнув с парашютом. Столь высокая прочность крыла была обусловлена прежде всего его необычной конструкцией. В то время как практически на всех истребителях того периода применялось одно - или двухлонжеронное крыло, на Р-40 оно было пятилонжеронным. При этом две консоли стыковались между собой по оси самолета болтами через уголковые профили (фланцевое соединение), а затем уже собранное крыло крепилось к фюзеляжу. Правда, в эксплуатации Р-40 из-за этого доставляли обслуживающему персоналу одни мучения. И если для замены поврежденной консоли, например, на истребителе "мессершмитт" ВП09 требовалось отвернуть лишь три стыковочных болта, и всю работу могли проделать 1-2 человека, то на Р-40 надо было сначала отсоединить от фюзеляжа все крыло (а это несколько десятков болтов), а затем уже отстыковывать требуемую консоль. С технической эксплуатацией "Томагауков" в Советском Союзе было немало хлопот. Ломались электрогенераторы (шестерни и хвостовики), и их заменяли на отечественные ГС-650. Отказывали моторы "Аллисон" - плавились и заклинивали подшипники (предполагают, что именно это было причиной гибели Б. Ф. Сафонова), перегревалось масло. Из-за дефектов маслосистемы на борту случались пожары. В частях маслосистему часто дорабатывали. "Аллисоны" нередко "стреляли шатунами", что приводило к тяжелым авариям. Поначалу не хватало боеприпасов: первые машины комплектовались боезапасом всего на четыре-пять вылетов. Трудно было и с запчастями - в основном их снимали с разбитых самолетов. Особенно тяжело приходилось "Томагаукам" зимой - они были совершенно не приспособлены к эксплуатации при низких температурах. От холода разрывались соты маслорадиатора, лопались камеры колес, загустевала и замерзала смесь "Локхид №5" в гидросистеме. Боролись с этим по-разному. Масло и гидросмесь на ночь сливали, врезав для этого в магистрали сливные краны. Заменяли импортную смесь отечественными, которые лучше переносили морозы. А механикам 154-го полка для пайки разорванных радиаторов даже пришлось собирать у местных жителей серебряные ложки... Из-за нехватки запасных двигателей много "Томагауков" весной 1942 г. оказалось "на приколе". Поэтому в Ленинграде по инициативе подполковника А. А. Матвеева (командира 154-го полка) и инженер-полковника А. Маликова была предпринята переделка Р-40 под советский мотор М-105П. Некоторое количество таких машин было изготовлено 1-й авиарембазой (они использовались в 196-м полку под Ленинградом). С весны 1942 г. "Томагауки" на нашем фронте стали вытесняться "Киттихауками". "Томагауки" постепенно начали использовать для решения иных задач. Так, их получил 964-й полк ПВО, располагавшийся восточнее Ленинграда. В этом полку из одного "Томагаука" сделали учебную "спарку" с весьма тесной второй кабиной. В системе ПВО эти самолеты служили до конца войны (даже в 1945 г. здесь оставалось еще 27 "Томагауков"). В 12-й отдельной корректировочной эскадрилье под Ленинградом с июня 1942 г. четыре "Томагаука" применялись для корректировки артиллерийского огня при контрбатарейной борьбе. Теперь рассмотрим модель. Коробка размером 230х310 из плотного картона. Сохранность содержимого обеспечена. На крышке изображены два стартующих Томогавка, логотип фирмы, масштаб, название модели и какая то информация на английском языке о содержимом коробки. НА боковых поверхностях коробки показана собранная модель в цвете, номер по каталогу и правила по безопасности на различных языках. Внутри находились два пакета с тремя литниками из серой пластмассы, упаковка с прозрачными деталями, декаль и инструкция. Качество отливок великолепное, без облоя и утяжин. Проработка деталей и сама деталировка средняя. Фюзеляж из двух половинок вместе с килем и рулем направления. На внутренней поверхности есть боковые панели кабины. Сама кабина сделана слабовато. Пол, приборная доска с педалями, ручка управления (два варианта), шпангоут и примитивное кресло пилота. Фонарь из четырех деталей, отлит чисто. Позволяет сделать кабину открытой. Дан кольцевой прицел открытого типа . Крылья собираются из четырех частей. Отлиты за одно целое с элеронами и щитками. С внутренней стороны показан силовой набор в нишах шасси. Даны два варианта трубок Пито. Стабилизаторы цельные. Без дефектов. Двигатель представлен масляным радиатором, выхлопными патрубками и воздушным винтом с коком. Шасси довольно простенькое. Есть крышки ниш. Хвостовое колесо в двух вариантах. Вооружение дано только стрелковое. Тоже упрощено. Есть еще ряд деталей, но я не понял для чего они нужны. Декаль на два варианта самолетов . Все именные, американских волонтеров в Китае. Инструкция на восьми листах. Пошаговая сборка, варианты раскраски и комплектность набора. Язык корейский и английский. Все это видно на снимках Вывод. Модель для моделиста среднего уровня , который не очень любит пилить. Сборка из коробки не составит труда и получится неплохая модель в коллекцию. А для любителей «напильника» придется поработать. Не знаю, есть ли для нее афтемаркеты, но вот что надо доработать на мой взгляд: - в кабине: кресло, пол, бок. панели, прицел. Панель приборов, заливные горловины баков и т.д.; - двигатель: маслорадиатор и его створки, выхлопные патрубки; - крыло: тормозные щитки. ниши шасси, створки ниш шасси. На стойках шланги и др.; Ну и еще на усмотрение каждого моделиста. |