Модельные фирмы зачастую выпускают модели не только самолетов, но и их подвесного вооружения. Особенно это имеет смысл, если эта «подвеска» интересна сама по себе (да и недалеко ушла от прародителя-самолета). Таков и нынешний «объект» -- крылатая ракета Х-20М. Этот монстрообразный аппарат был сконструирован в 1954-1958гг. в КБ А.И.Микояна (под руководством другой «заглавной буквы» -- М.И.Гуревича) в качестве «главного калибра» стратегических Ту-95 и, возможно, спас туполевскую машину, ибо у классических больших «бомберов» в серьёзной войне (а к другим СССР не готовился) будущего не было. Во всяком случае, одним из аргументов против мясищевских машин была невозможность подвесить под их низкие фюзеляжи тогдашние ядерные ракеты. Основой проекта послужил проект истребителя И-7, но, тем не менее, многими западными экспертами ракета принималась за беспилотный вариант Су-7. Это неудивительно, т.к. ракета имела тот же двигатель АЛ-7Ф, а по массо-габаритным характеристикам и внешне сильно напоминала суховскую машину, заметно превосходя тогдашние «МиГи». Первый пуск новой ракеты был выполнен 17.03.1958г., на вооружение комплекс Ту-95К-20 принят в 1960г. Для 60-ых годов снаряд Х-20М, совершавший полет на высоте 15 км с числом М=2 был трудной целью для ПВО, но с появлением истребителей 4-го поколения и новых ЗРК он потерял шансы на прорыв вражеской ПВО -- несмотря на дальность пуска в 600км, система наведения требовала подсветки цели, что вынуждало носитель приближаться на 270-300 км, в то время как рубеж перехвата отодвинулся к 1000-км отметке. Поэтому постепенно систему переводили на работу по корабельным группам вероятного противника. Большие трудности создавали низкая эксплуатационная технологичность (в начальный период эксплуатации системы на подготовку и подвеску ракеты требовалось 22 часа) и жесткие ограничения по условиям хранения термоядерных БЧ первого поколения. Тем не менее, ракеты простояли на вооружении до конца 80-х – последние пуски были проведены в 1987г., причем со 100% штатной работой. Американский аналог AGM-28 «Хаунд дог» начали списывать уже в 1970г. Комплекс Х-20 долгое время был самой большой (16,7м), тяжелой (11,8т) и мощной (2,9 Мт) ракетой авиационного базирования. Кроме изображенной в пластике серийной Х-20М, было выпушено некоторое количество «просто» Х-20, внешне отличавшихся обтекателями жалюзи и иной конфигурацией люка под БЧ. Все «просто» Х-20 были использованы в испытаниях и на вооружение не принимались (они делались под другую БЧ). Подробнее о системе Х-20 можно прочитать в журнале «М-хобби» №8/2004. Выпущенный фирмой «А-модел» набор состоит 5 литников, на которых размещено 50 деталей (43 наименования) и содержит как модель собственно ракеты (20 деталей), так и транспортировочной тележки АТ-20 (25 деталей), а также комплект «земных» заглушек (ВЗ, сопло, жалюзи, антенна на киле). Прозрачных деталей нет – их и на ракете не было. Качество литья для ЛНД хорошее, небольшой облойчик присутствует (особенно на рамках с мелкими деталями тележки), но легко удаляется ножом. Утяжины обнаружены только на боковинах рамы тележки. Расшивка неплоха, кромки средней толщины, качество проработки поверхности крупных деталей можете оценить сами по фото жалюзей и сопла. Декаль присутствует на 1 вариант оформления и содержит только техничку. Но какую! Около 150 элементов (68 видов), причем это всё читаемо! (не без мелких непропечаток, конечно, но, повторюсь, все читается без проблем). Первый раз в жизни вижу модель, у которой количество элементов штатной декали втрое превышает количество деталей в пластике! (самолетики из корабельных моделей 1/350 и 1/700 не в счет) Странно только, что вся эта техничка клеится сугубо на ракету – неужели на тележке не было никаких надписей? Инструкция в типично «А-моделовском» стиле на шести листах формата А5 дает краткую справку на английском и русском языках (английский вариант чуть полнее и красочнее написан), схемы литников, 12 этапов сборки (6 ракета + 5 тележка) и схему окраски и нанесения декалей. Окраска мелких деталей показана непосредственно на сборочных этапах, указаны и углы установки некоторых деталей (крыло, ПВД). Схема окраски подкачала – она слишком темная, из-за чего цвета сливаются даже в легенде, не говоря уже о рисунке. Точные места нанесения декалей на нижнюю половину ракеты не видны – линии теряются на фоне темном фоне окраски. Кстати, на схеме окраски расшивка модели нарисована полнее, чем выполнено в пластике. Красились ракеты целиком (кроме радиопрозрачных элементов) в салатово-зеленый цвет, «парадные» -- в красный, Х-20безМ – натуральный металл. Для проверки геометрии я пользовался чертежами И.Приходченко из той самой статьи в «М-Х». Обводы и расшивка фюзеляжа в целом совпадают, хотя есть несколько как «лишних», так и недостающих линий. Клепка, в т.ч. в хорошо заметных по фото местах, отсутствует. Оба киля в чертеж тоже ложатся хорошо, а вот горизонтальное оперение подкачало – хорда в корневой части недостаточна, в результате угол стреловидности передней кромки мал. Надо наращивать. Впрочем, это цветочки по сравнению с крылом. Такое впечатление, что графика у макетчика была неправильно отформатирована – крыло совершенно не лезет в чертеж по стреловидности. (см. фото). При этом его расшивка весьма напоминает оригинал. Тележка получилась более-менее похоже, хотя конструкция дышла немного неверна (в статье присутствуют фото с разными дышлами) – великоват изгиб и сопряжение задней части А-образной планки должно быть горизонтальным). Кроме того, боковины рамы короче, чем нужно (на фото хорошо видно, где «потерялись» недостающие миллиметры). Альтернативный чертеж-схемка Х-20 имеются на «Уголке неба» (www.airwar.ru). Вот в него крыло модели по внешним обводам легло идеально. Правда, это единственный момент, в котором модель совпадает с данным чертежом. Ни расшивка крыла, ни форма фюзеляжа, стабилизаторов и килей – ничего не сходится. И, наверное, к счастью, ибо по фото из «М-Хобби» видно, что графика Приходченко по этим элементам нарисована гораздо ближе к истине. Поскольку собирать модель прямо сейчас я, скорее всего, не буду, с литников я снял только несколько самых основных деталей, прикладывание которых друг к другу дало очень неплохой результат. Впрочем, когда буду собирать, напишу об этом подробнее. |